Антитеррор 2024

 

I. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)

1. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

  • Наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;
  • Подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
  • Характерный запах миндаля или другой необычный запах, исходящий от предмета.

2. Причины, служащие поводом для опасения:

  • Нахождение подозрительных лиц на территории образовательного учреждения (ОУ) перед обнаружением предмета;
  • Угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.

3. Действия:

  • Не подходить, не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет;
  • Воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;
  • Немедленно сообщить по телефону 02 об обнаружении подозрительного предмета;
  • Зафиксировать время и место обнаружения предмета;
  • Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м;
  • По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосторожности;
  • Организовать экстренную эвакуацию учащихся и персонала из здания ОУ, не сообщая, во избежание паники, об угрозе взрыва;
  • По прибытии представителей правоохранительных органов действовать по их указанию.
  • II. При захвате террористами заложников:

1. Действия администрации ОУ:

  • Немедленно сообщить в правоохранительные органы о ситуации, сложившейся в ОУ;
  • Принять меры по обеспечению беспрепятственного прохода (проезда) на территорию ОУ сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, автомобилей скорой медицинской помощи;
  • С прибытием сотрудников спецподразделений МВД, и ФСБ сообщить имеющуюся информацию;
  • Не противоречить террористам, выполнять их требования, если это связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
  • Не провоцировать действия, которые могут повлечь за собой применение террористами оружия;
  • По своей инициативе в переговоры с террористами не вступать.

2. Действия заложников в режиме ожидания.

  • Не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и вызвать человеческие жертвы;
  • Терпеливо переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза террористам;
  • Не вести себя вызывающе, вести себя покладисто, спокойно и по возможности миролюбиво;
  • Внимательно следить за поведением террористов и их намерениями;
  • Выполнять требования террористов, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
  • Спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет, достать платок из сумочки или из кармана); не падать духом и при наличии удобной и безопасной возможности выйти из здания;
  • При ранении стараться не двигаться, сократив тем самым потерю крови;
  • Постараться снять стресс любым удобным способом, не вызывать негативной реакции террористов (дыхательные упражнения, самомассаж напряженных участков шеи, тихий разговор с соседом, аутотренинг, медитация).

3. Действия заложников при освобождении:

  • При первых признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды, по возможности, смоченную водой, соком или другой жидкостью;
  • При штурме здания лечь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками и не двигаться;
  • Если есть возможность – держаться подальше от проемов дверей и окон;
  • Ни в коем случае не бежать на встречу сотрудникам спецслужб или от них, т.к. они могут принять заложника за террориста.

4. Эвакуация пострадавших.

  • Эвакуация учащихся и персонала, пострадавших при совершении террористического акта, осуществляется в поликлиники и больницы с вызовом автомобилей скорой медицинской помощи и, при необходимости, другим транспортом.

Сигналом для немедленных действий по предотвращению террористического акта в школе может стать обнаружение кем-либо из сотрудников или учащихся подозрительного предмета (сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка) с торчащими проводами, веревками, изолентой, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание часов), от которого исходит необычный запах, например, миндаля, хлора, аммиака. Такой предмет может оказаться взрывным устройством или быть начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), или биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.).
Сигналом для немедленных действий может стать также поступление в школу угрозы по телефону или в письменном виде, захват террористами в заложники учащихся и/или сотрудников в здании школы или на её территории.

ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ:
1. Руководство школы немедленно сообщает о случившемся:

В какой орган сообщать
В милицию ОВД района (дежурная часть) участковый инспектор
В местные органы ФСБ
дежурный УФСБ

2. При обнаружении подозрительного предмета:
— учащимся и сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от этого предмета (не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
— заместителю директора школы по обеспечению безопасности выставить оцепление из числа постоянных сотрудников школы для обеспечения общественного порядка;
— заместителю директора школы обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны и служб МЧС;
— лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет, до прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от этого предмета в готовности дать показания, касающиеся случившегося;
— в случае необходимости или по указанию правоохранительных органов и спецслужб директор школы или лицо, его замещающее, подает команду для осуществления эвакуации всего личного состава согласно плану эвакуации.

3. При поступлении угрозы по телефону:
— немедленно докладывать об этом директору школы или лицу, его замещающему, для принятия соответствующих мер и сообщения о поступившей угрозе по экстренным телефонам (см. п.1);
— сотруднику или учащемуся, получившему это сообщение, надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его окончания, запомнить и записать особенности речи звонившего. Это поможет правоохранительным органам и спецслужбам быстрее задержать преступника.

4. При получении угрозы в письменном виде:
— обращаться с полученным документом предельно осторожно: поместить его в чистый полиэтиленовый пакет, нечего не выбрасывать (конверт, все вложения, обрезки);
— постараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев;
— представить полученный документ директору школы или лицу, его замещающему, для сообщения и последующей передачи документа в правоохранительные органы (см. п.1).

5. При обнаружении угрозы химического или биологического терроризма:
— помнить, что установить факт применения в террористических целях химических веществ и биологических агентов можно лишь по внешним признакам: рассыпанным подозрительным порошкам и различным жидкостям, изменению цвета и запаха (вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; появлению отклонения в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; появлению на территории школы подозрительных лиц и т.д. Поэтому важнейшим условием своевременного обнаружения угрозы применения террористами отравляющих веществ и биологических агентов (токсичных гербицидов и инсектицидов, необычных насекомых и грызунов) являются наблюдательность и высокая бдительность каждого сотрудника и учащегося;
— при обнаружении или установлении фактов применения химических и биологических веществ в школе или на её территории немедленно об этом сообщить директору или лицу, его замещающему, и по экстренным телефонам (см. п.1).

6. Оказавшись в заложниках в помещениях школы, учащиеся и сотрудники должны:
— помнить: ваша цель – остаться в живых;
— сохранять выдержку и самообладание;
— не пререкаться с террористами, выполнять их требования;
— на все действия спрашивать разрешения у террористов;
— не допускать никаких действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
— помнить, что, получив сообщения о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения;
— при проведении операции по вашему освобождению ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступников;
— по возможности держаться дальше от проемов дверей и окон, лежать лицом вниз, закрыв голову руками и не двигаться.

7. Учащимся и сотрудникам, которым стало известно о готовящемся или совершенном террористическом акте или ином преступлении, немедленно сообщить об этом директору школы или лицу, его замещающем